8
Сводим голос
и музыку
Сводим голос и музыку
Добавим музыки
Для начала нам нужно раздобыть любой royalty-free (не нарушающий авторские права) инструментал, то есть музыку без слов. Я вот накопал в интернете приятный биточек.
Теперь надо перейти в режим мультитрека: ищем кнопку Multitrack в правом верхнем углу или просто жмем нолик на клавиатуре. Теперь мы можем перетащить наш голос из окна Files на первую дорожку, а инструментал из любой другой программы на вторую. Так и поступим. Но изначально все звучит откровенно плохо.
Эквалайзер и реверберация
Чтобы все расслышать, нужно неплохо так сосредоточиться. Исправим это.

Мы можем опустить этот интервал в биточке, чтобы речь стала отчетливее. На вкладке с эффектами второго трека выбираем Filter and EQ -> Parametric Equalizer. Нам некогда искать наилучший вариант, поэтому просто сделаем аккуратную ямку на весь интервал.
Дела уже обстоят немного лучше:
Теперь добавим голосу немножко воздуха с помощью реверберации, чтобы он гармонировал с инструменталом. Это работает в 99% случаев. На дорожке с голосом заходим в Reverb -> Studio Reverb.

Опять же, крутилок много, но изучать все у нас нет времени. Правила простые: выбираем пресет Vocal Reverb (Small), убираем до минимума Decay (длительность реверберации). Наконец, выставляем уровни изначального сигнала (Dry) и реверберации (Wet) примерно на 90% и 10% соответственно.
Послушаем, как это звучит теперь:
Сайдчейн
Стало лучше, но инструментал все-таки ощутимо перекрывает голос. Для решения этой проблемы можно использовать сайдчейн. Проще говоря, наш голос будет управлять громкостью инструментала. Как только на первой дорожке будет появляться сигнал, вторая дорожка будет автоматически приглушаться.

Для этого заходим в эффекты напротив инструментала и выбираем Amplitude and Compression -> Dynamics Processing. В плагине сразу же ставим пресет Soft Limit -24dB. Правда, -24 дБ это многовато для нас, можно остановиться где-нибудь на -16. Просто слегка приподнимаем самую правую точку графика возле шкалы громкости.
Переходим на вкладку Settings и в меню Gain Processor убираем до нуля Output Gain. Помимо этого, я слегка уменьшил атаку и увеличил релиз.
Кажется, теперь уже все готово. Но я бы еще слегка снизил общую громкость инструментала.
Здесь все готово. Закрываем окно плагина, переходим на вкладку Sends. Кликаем на первой дорожке по S1: None -> Side-Chain -> Create -> Dynamics Processing...
Наконец-то:
Теперь экспортируем файл из мультитрека. На верхней панели заходим в Multitrack -> Mixdown Session to New File -> Entire Session. Ждем окончания и осознаем, что забыли про самое главное. А насколько громким вообще должен быть подкаст?
Общая громкость
Общепринятый стандарт громкости для подкастов -16 LUFS. LUFS (единицы громкости относительно полной шкалы) — единица измерения, в большей степени дающая представление о фактической громкости файла. Изначально она была разработана, чтобы исключить различие между громкостью передач и рекламы на ТВ и радио.

Чтобы подогнать подкаст под этот стандарт нам понадобится меню Match Loudness, которое открывается нажатием комбинации Alt+5. Перетаскиваем в это окно наш файл, жмем на Match Loudness Settings и… выбираем -18 LUFS. Почему? Сейчас мы работает с WAVE-файлом, а при конвертации в MP3 громкость и так слегка подрастет.
Жмем Run, и на этом, наконец, все. Можно смело сохранять всю эту красоту в MP3 и загружать на любую платформу. Удачи!
Послушай готовый файл на разных устройствах. Часто бывает такое, что во время обработки мы слышим одно, потом включаем готовый эпизод на колонках, а там уже что-то совсем другое. И не совсем приятное. Раз уж у нас нет профессиональных мониторов, стоит перед загрузкой послушать файл на максимальном количестве разных устройств. Используй все, что может воспроизводить звук: домашние колонки, динамики телефона, в конце концов, даже на встроенных динамиках ноута можно попробовать.

Сохраняй готовые пресеты в каждом плагине, чтобы экономить время в будущем. Но помни, что твои записи не будут одинаковыми от раза к разу, и не ленись послушать и подредактировать пресет, если это необходимо.

Давай ушам время отдохнуть, если обработка занимает долгое время. Не стоит сидеть в наушниках 3 часа подряд в попытках найти оптимальный звук. Лучше сделать небольшую паузу и вернуться с новыми силами.
Советы напоследок