4
Как написать сценарий
Как написать сценарий
Tilda Publishing
Написание сценария — важная часть подготовки к записи подкаста. Ты определился с темой и форматом и теперь тебе нужно прописать текст, последовательность и придумать название.
Придумай название
Подумай над ним как следует. Название должно быть оригинальным, запоминающимся и отражающим тему твоего подкаста.

Если название на кириллице, постарайся подобрать буквы так, чтоб они легко читались при переводе их на латиницу: это пригодится тебе в тот момент, когда начнешь рекламировать подкаст (писать хештеги и перекрестные ссылки).
Запиши джингл
Джингл — одежда твоего подкаста, которая отражает его характер. Джингл используют обычно в начале и конце каждого выпуска. Он играет немаловажную роль для узнаваемости подкаста.

Если ты планируешь выходить на каком-то радио, то, скорее всего, у тебя будут его джинглы, хотя все равно стоит записать и свой личный, согласовав формат с редакцией радио.
Составь сценарий
Не забывай, что радийный текст отличается, например, от текста в журнале или на сайте.

В подкасте мы используем живую разговорную речь (но желательно без мата, слов-паразитов и неоправданного жаргона). Представь, что ты рассказываешь какую-то новость своему другу: ты же не станешь использовать длинные запутанные синтаксические конструкции.

Помни, что в течение определенного времени ты должен раскрыть выбранную тему. Это значит, что тебе нужен «скелет» сценария, на который ты будешь опираться.

В начале ты представляешься, вкратце говоришь, о чем твой подкаст и обозначаешь тему выпуска.
Например: «Всем привет! С вами Агата Карпова, подкаст "Все про моду", в котором мы обсуждаем тренды и рассказываем о мировых дизайнерах. Со мной в студии ведущий Денис Махницкий и сегодня мы обсудим тренды нового сезона».
Далее все зависит от того, какой формат ты выбрал для подкаста. Если ты единственный ведущий, то переходишь к теме обсуждения, вбрасываешь тезисы и следуешь логике «завязка — кульминация — развязка», если ведущих двое (или вместо второго ведущего гость), то ты можешь начать с вопроса своему оппоненту и также следовать уже описанной логике.

В конце не забудь подвести итоги и закруглить тему: с чего начали, что обсудили и к чему пришли. Снова представляем себя и гостя и прощаемся.
Освещай разные точки зрения
Всегда интересно участвовать в противостоянии, поэтому освещай выбранную тему с разных ракурсов и приглашай спикеров с противоположными мнениями.

Например, если встретятся в эфире два вегетарианца, то всю передачу они будут рассказывать, как классно не есть мясо и как ужасны те люди, которые его едят. Это слишком очевидно, и вряд ли они как-то смогут зацепить слушателя. А вот если ты позовешь мясоеда и вегана, и каждый начнет гнуть свою линию, то возникнет конфликт, за которым будет интересно наблюдать.
Старайся задавать открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа

Избегай избитых шаблонных вопросов, которые не несут никакой пользы, а только раздражают. Пример: что вас вдохновляет?

Задавай не только подготовленные вопросы, но и уточняющие, также внимательно слушай собеседника — возможно он затронет более интересные темы, о которых ты ранее и не задумывался.

— Если ты разговариваешь, допустим, с ученым, который использует непонятные термины, а твоя цель — донести информацию простыми словами, то ты можешь прикинуться дурачком и делать вид, что не понимаешь собеседника, до тех пор, пока он доходчиво не объяснит. главное, не перегибай палку, ведь человек может психануть и уйти.
Практические советы по подготовке к интервью
Что еще стоит знать
— Краткость — сестра таланта. Учись четко формулировать свои мысли и не терять нить разговора.

— Указывай источники информации — уважай чужой труд и проверяй достоверность информации!

— Помни про деление ролей у ведущих: например, один — главный, второй — на подхвате; один — «злой полицейский», второй — «хороший»; один — «за», второй — «против».

Главное — четко пропиши, какие тезисы ты хочешь раскрыть внутри темы, хорошо подготовься и дерзай!